В соответствии с Конституцией РФ у каждого есть неприкосновенное право на жилье, и его никто не может быть лишен произвольно (ст. 25, 40). Эти конституционные принципы закрепляет и ст. 3 Жилищного кодекса РФ. В данной статье рассматривается правовое регулирование и осуществление, формы, меры и особенности защиты жилищных прав.
В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ определено, что государственные органы и органы местного самоуправления принимают меры поощрения жилищного строительства, способствуют созданию условий для реализации прав на жилье. Для малоимущих граждан и прочих категорий населения, предусмотренных законом как нуждающиеся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Действия (или бездействие) компетентных органов и чиновников можно обжаловать в судебном порядке. Если право гражданина нарушено действиями или решениями органов госвласти или местного самоуправления, он вправе обратиться в суд. Незаконный нормативно-правовой акт, нарушающий право лица, можно признать недействующим целиком или частично, обратившись в суд.
Защита прав осуществляется с применением административного порядка. Он подразумевает обращение с жалобой или заявлением в компетентный орган или к вышестоящему должностному лицу в отношении субъекта, нарушившего право.
Этот порядок должен быть прямо предусмотрен в законодательстве (правовое основание обычно указано в ЖК РФ или другом федеральном законе). При несогласии с результатами административной процедуры, гражданин имеет законное право подать в суд (судебная процедура происходит согласно нормам гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ). Прокуратура также вносит весомый вклад в правовое регулирование защиты прав в жилищной сфере.
Нарушенные жилищные права – компетенция судов согласно правил подсудности и подведомственности дел, предусмотренных нормами процессуального права. Административная защита в жилищной сфере реализуется лишь в случаях, которые установлены ЖК РФ или федеральными законами.
Защита в суде может осуществляется как:
Теперь рассмотрим методы защиты прав в жилищной сфере более подробно.
Защита граждан в области жилищного права имеет слудющие формы:
Стоит отметить, что защита осуществляется не только судами общей юрисдикции, но и арбитражем. Кроме этого, жилищные споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (согласно закону «О третейских судах в Российской Федерации»).
Защита также осуществляется Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ) или уставными судами субъектов РФ. В их компетенцию входит проверка соответствия спорных нормативно-правовых актов вышестоящим нормативно-правовым актам.
Кроме того, в сфере отношений в области жилья соответствующие органы обладают весьма обширными полномочиями (ст. 14 ЖК РФ). Среди них можно отметить:
Согласно международным договорам РФ каждый гражданин имеет право обращения в международный суд, в случае исчерпания таких методов как внутригосударственные конституционные средства правозащиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). К примеру, Европейский суд по правам человека.
Как уже упоминалось, права граждан в области жилья могут быть защищены в административном порядке. В этом случае защита осуществляется путем подачи лицом заявления (или жалобы) в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу). Однако это касается исключительных случаев, которые специально устанавливаются федеральным законодательством.
Не стоит забывать, что реализация результатов процедуры административной защиты – принятые по итогам административного обжалования решения, - можно также оспаривать в судебной инстанции.
Перечисленные способы по защите – это не предел. Дело в том, что конституционные гарантии жилищных прав граждан позволяют им пользоваться и другими методами. Так, ЖК РФ и прочие федеральные законы, в частности ГК РФ могут устанавливать и другие меры защиты прав людей касательно жилья и регулирование жилищных правоотношений.
К примеру, ст. 14 ГК РФ предусматривает самозащиту прав граждан, к которым можно отнести в том числе и права жилищные. Меры самозащиты применяются для того, чтобы оградить неприкосновенность жилья. Однако самозащита обязана проводиться в правомерных рамках. То есть она должна отвечать 3-м условиям:
во-первых, гражданин, который защищает свои права, обязан являться бесспорным обладателем жилища;
во-вторых, метод самозащиты обязан быть соразмерен правонарушению;
в-третьих, самозащита не должна выходить за рамки деятельности, которая необходима для ее применения.
Ч. 4 ст.3 ЖК РФ устанавливает, что никого нельзя выселить из жилища или ограничить в правах пользования, кроме как на основании и в порядке, установленном ЖК РФ и прочими федеральными законами. Пожалуй, это самый фундаментальный и сакральный принцип жилищного законодательства, направленный на защиту прав населения в области жилья.
УО осуществляет управление МКД на основании решений (выбор способа управления и выбор УО) оформленных протоколом ОСС (инциированным и проведённым застройщиком до даты регистрации 1-го собственника) от 27.12.2012г. Протокол ОСС скрывался застройщиком и УО до 2020года. Приложения к протоколу недоступны и сейчас. Так, как дом включён в реестр лицензий субъекта РФ, ГЖИ предварительно должна была провести проверку документов а, при наличие признаков ничтожности отказать в размещении дама реестре лицензий. Надзорные органы вправе признавать протоколы общих собраний ничтожными, на основании подпункта «е» пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр. На моё обращение ГЖИ ответила: \"...в связи с тем, что управление МКД управляющая организация ООО \" ... \" начало до вступления в силу приказа Минстроя России №938/пр от 25.12.2015г. \" Об утверждении порядка и сроков внесения в реестр лицензий субъектов РФ\", то требования настоящего приказа не распространяются в отношении вашего МКД. Вопрос: ответ ГЖИ основан на законе или это отписка.
Добрый день!
Действительно, если УК начала свою деятельность до вступления приказа в силу, то действие данного приказа на нее не распространяется. Согласно Условиям и порядку вступления в силу федеральных нормативных правовых актов, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22472/7fd1011b3f65f550b814ccab38bb381a492493d6/
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28
УО осуществляет управление МКД на основании решений (выбор способа управления и выбор УО) оформленных протоколом ОСС (инциированным и проведённым застройщиком до даты регистрации 1-го собственника) от 27.12.2012г. Протокол ОСС скрывался застройщиком и УО до 2020года. Приложения к протоколу недоступны и сейчас. Так, как дом включён в реестр лицензий субъекта РФ, ГЖИ предварительно должна была провести проверку документов а, при наличие признаков ничтожности отказать в размещении дама реестре лицензий. Надзорные органы вправе признавать протоколы общих собраний ничтожными, на основании подпункта «е» пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр. На моё обращение ГЖИ ответила: \"...в связи с тем, что управление МКД управляющая организация ООО \" ... \" начало до вступления в силу приказа Минстроя России №938/пр от 25.12.2015г. \" Об утверждении порядка и сроков внесения в реестр лицензий субъектов РФ\", то требования настоящего приказа не распространяются в отношении вашего МКД. Вопрос: ответ ГЖИ основан на законе или это отписка.
Добрый день!
Действительно, если УК начала свою деятельность до вступления приказа в силу, то действие данного приказа на нее не распространяется. Согласно Условиям и порядку вступления в силу федеральных нормативных правовых актов, НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22472/7fd1011b3f65f550b814ccab38bb381a492493d6/
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28