Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства.
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).
Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.
Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.
Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.
При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».
Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.
Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).
Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:
На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:
Госсобственность любого из видов может возникать:
В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.
Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.
Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.
Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.
Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.
Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.
Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).
Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:
Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:
Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.
Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.
Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.
Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.
По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.
Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).
Согласие не запрашивается:
Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:
Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:
Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.
Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:
Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:
Одним из этапов реализации земельной реформы в РФ стало принятие 17.07.01 ФЗ-101 «О разграничении госсобственности на землю». Нормативный акт начал действовать 20.01.02, через полгода после официального опубликования. Он утратил силу 01.07.06 г., в связи с принятием № 53-ФЗ, одновременно внесшим изменения в ЗК РФ и правовую регламентацию системы госрегистрации недвижимости.
Объем Федерального закона № 101-ФЗ был невелик: он состоял из преамбулы и 8 статей, одна из которых была посвящена его введению в действие. Три ключевые статьи (3–5) посвящались основаниям отнесения участков к перечню земель, на которые возникает право федеральной, субъектной и муниципальной собственности.
Ст. 6 Закона регламентировала порядок разграничения участков госсобственности, ст. 7 данного Закона - способ разрешения споров. Примечательно, что ни 101-ФЗ, ни принятые в развитие его положений подзаконные акты не установили временных границ разграничения земель госсобственности.
Рассматриваемый Закон был призван привлечь муниципальные образования к разграничению права госсобственности и создать правовые основания для этого процесса. Одна из предпосылок его принятия – негативная тенденция, сложившаяся в регионах к 2000 году.
Неверно трактуя Конституцию, ряд субъектов РФ посчитал, что вправе распоряжаться всеми природными богатствами (в т.ч. землей) в пределах своей территории. Разъяснению неправильности такого подходы были посвящены Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.00 №10-П, от 27.06.00 №92-О.
На текущий момент 101-ФЗ утратил силу (часть его положений перенесена в ЗК РФ), а в России остался неразграниченным огромный массив земель госсобственности. Чтобы не тормозить гражданский оборот, в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» введено разрешение на образование участков из земель, находящихся в неразграниченной публичной собственности даже при отсутствии госрегистрации на такие земли в ЕГРП.
Распоряжение неразграниченными землями в административных центрах, столицах субъектов РФ осуществляется их органами самоуправления. Региональным законодательством может быть предусмотрено, что такими участками распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ.
Отечественное гражданское и земельное законодательство признает принцип единства судьбы земельных участков и размещенной на ней недвижимости.
Таким образом, отнесение участка к федеральной или субъектной собственности во многом определяется принадлежностью расположенных на ней зданий, сооружений, разного рода линейных объектов, коммуникаций.
Критерии для разграничения земель, занятых водными объектами, проистекают из содержания Водного кодекса РФ. Согласно Лесному кодексу РФ лесной фонд признан общефедеральной собственностью. Признается право центрального правительства передавать части лесного фонда субъектам РФ. При этом оба названных Кодекса предполагают со¬вместное принятие решений центральными и региональными властями по вопросам правового режима земель независимо от фактического разграничения.
Стоит отметить, что часть земель в пределах территории РФ уже разграничены. До 2006 года практиковалось утверждение перечней участков, отнесенных к федеральной или субъектной собственности.
Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.
В России существует два реестра, созданных в 2007 году:
Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.
Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:
Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):
Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.
Вопрос выдачи правоподтверждающего документа этого вида регламентирован ст. 14 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Начиная с 23 июля 2013 г. заявитель вправе по своему выбору получить (одно из двух):
Если правовым основанием внесения изменений в реестр стала гражданская сделка, факт проведения госрегистрации удостоверяется также:
С появлением системы ЕГРП свидетельство о госрегистрации утратило свое первостепенное значение. Если бумажный документ утрачен, его всегда можно востановить, получив новое свидетельство или выписку. Достаточно обратится в территориальный орган Росреестра или МФЦ.
Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом. Отличие в том, что акт – документ старого образца.
Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Закон содержит полный перечень таких документов. Среди них – государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177. Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом. Он не подлежит обязательной замене.
Здравствуйте, меня интересует как определить разграничена государственная собственность в отношении земельного участка или не разграничена.
Добрый день!
Посмотрите земельный участок на Публичной кадастровой карте: https://pkk5.rosreestr.ru/.
Если есть описание и в описании указана форма собственности - значит разграничена.
А если не разграничена, то это государственная или муниципальная?
Добрый день! Государственная собственность на землю https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu.html Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Статья 3.3. https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/municipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/f97b6ca722c8d198ec3801b82048b400056aed47/