Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 ЗК РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.
Земельные участки на территории РФ признаются одним из главных природных ресурсов. Именно поэтому многие граждане столь рьяно желают стать собственником земель, воплощая в жизнь свое право на частную собственность. Современное законодательство предусматривает следующие виды собственности земельных участков:
В свою очередь государственная собственность включает в себя федеральную землю и земельные участки субъектов РФ. Подобная классификация закрепляется гл. III ЗК РФ.
Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.
Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:
Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:
При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.
Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.
Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.
При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.
Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.
Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.
Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):
Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.
Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:
Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:
Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.
Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.
При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:
Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов - вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.
Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.
Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.
Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.
Национализация - это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.
Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:
Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.
Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.
Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.
При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.
Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.