законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.
Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.
Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.
Автономная некоммерческая организация – это:
Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:
Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.
Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:
Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.
Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:
И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.
Положения законов гласят:
В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.
В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.
При этом указываются следующие особенности:
Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.
Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:
Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.
Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.
Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.
Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.
Решение о преобразовании принимают учредители объединения.
Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.
Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.
Директор АНО в 2018 году сократила всем работникам отпуск до 14 дней. Законно ли это и на каких основаниях возможно?каким образом вернуть обратно эти 14 дней?И всем ли работникам любой автономной некоммерческой организации будет увеличиваться отпуск за стаж?
Добрый день, Анастасия. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Таким образом, если продолжительность отпуска прописана в вашем трудовом договоре, работодатель не вправе в одностороннем порядке сократить ее. В силу ст. 5 и ст. 8 Трудового кодекса РФ положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не должны применяться (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г., № 2, «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Согласно ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер труда, работникам с ненормированным рабочим днем, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом если работник имеет право на дополнительные отпуска по нескольким основаниям (как в данном случае — за работу во вредных условиях и за работу в районе Крайнего Севера), то отпуска предоставляют по всем основаниям. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г., № 870, «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, — не менее 7 календарных дней. В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 календарных дней. Таким образом, действия вашего работодателя незаконны и вы имеете право обжаловать их в установленном порядке.
Может ли учредителем АНО быть другая АНО
Добрый день!
Согласно ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/202586aea62fb972c0756fc0c9745bef36e8eaa6/
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28
Добрый день!\r\nЦель создания АНО: Предоставление услуг в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Правомерно ли размещать рекламу сторонних организаций на майте АНО? Спасибо!
Добрый день.
Для консультации недостаточно предоставленной информации. Уточните, пожалуйста, какого плана рекламу вы размещаете - социальная реклама, коммерческая? оплачивается ли данная реклама или нет?
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
Добрый день. АНО подготовки по баскетболу. Оказывает платные платные занятия детям. На основании какого документа производят ежемесячную оплату родители? Договор на оказание услуг? Можно по договору-оферты размещенному на соц.странички нко?
Добрый день!
Автономные некоммерческие организации обязаны руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150870/787c9b4a646442bc81331710afc929ddd78ea280/. Нормы п. 13 данного документа обязывают заключать договор при наличии возможности предоставить потребителю образовательную услугу. Контроль за соблюдением всех требований этих Правил возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (п. 26 Правил оказания платных образовательных услуг). Т.е. без договора на оказание услуг вам не обойтись.
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28
Могу ли я в данном случае разместить договор оферты в соцсети на странице АНО?
Добрый день!
Как было написано ранее, это должен быть договор на оказание услуг, подписанный двумя сторонами, а не договор-оферты.
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28
Добрый день. Мне предложили заключить договор на прохождение сертификационного курса по специальности в АНО, договор с которой я заключаю через 3е лицо, являющееся представителем по доверенности. Насколько велик риск мошенничества в таком случае и как защититься при неисполнении договора такой АНО?
Добрый день! Риски велики. Договор может заключаться с лицом, который наделен соответствующими полномочиями на представление интересов юридического лица. Это может быть доверенность, от юридического лица, подписанная директором или нотариально оформленная доверенность. Если вы не проверите эти моменты, то данный договор может быть признан недействительным. Вообще, очень много мошенников этим пользуются. Совет — покажите документы толковым юристам, в вашем городе, они укажут на все риски от данной сделки.
То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, - верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?
1) верно
2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.
законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.