Право по урегулированию социально-трудовых взаимоотношений.
Для того чтобы обеспечить координацию интересов работодателей, трудящихся (включая также их представителей), а также государства в вопросах, которые касаются урегулирования социально-трудовых отношений (СТО) и взаимоотношений экономического характера, которые тесно взаимосвязаны между собой, органы государственной власти федерального значения, структуры государственной власти разных субъектов России и местного самоуправления обязуются создать почву для полноценного участия комиссий в процессе урегулирования взаимоотношений социально-трудового характера.
Это предполагает участие в обсуждении и формировании нормативно-правовой документации, программ, направленных на социально-экономическое развитие и прочих правовых документов, которые утверждаются органами государственной власти и местного самоуправления в области трудовых взаимоотношений. В ситуации если на отдельном уровне социального партнерства не были созданы подобные комиссии, обеспечивается участие профсоюзных организаций/объединений профсоюзов.
Данное участие происходит в порядке, который установлен Трудовым кодексом и прочей нормативной документацией, принятой как федеральными властными органами, так и властными органами субъектов России и структурами местного самоуправления.
То есть, ст. 35.1. российского Трудового кодекса закрепляется гарантия участия структур социального партнерства в процессах образования и выполнения государственной политики, касающейся трудовых взаимоотношений.
Первый пункт данной статьи фактически фиксирует право комиссий, которые регулируют СТО, или профсоюзных организаций (в случае отсутствия подобных комиссий) принимать участие в подготовке и процессе обсуждения нескольких видов нормативно-правовых актов для создания эффективной государственной политики в области трудовых взаимоотношений, среди которых:
С данным правом соотносятся обязательства государственных органов и структур местного самоуправления создавать условия, а также вырабатывать процедуры и политику для возможности его реализации.
Пункты 2 и 3 ст. 35.1. кодекса в общих чертах определяют порядок участия органов социального партнерства в формировании, в том числе внесении предложений для усовершенствования, описанных выше нормативных актов. Проекты таких документов адресуются для рассмотрения в компетентные органы структур социального партнерства, а именно представителям соответствующей комиссии.
Если же такая комиссия отсутствует, адресатом являются профсоюзы и их объединения или работодатели.
После получения документации структурами социального партнерства выносится решение, которое отражает их мнение относительно предоставленных проектов. Они имеют возможность поделиться своими предложениями по их совершенствованию, доведя свои замечания до государственных и прочих структур, которые занимались разработкой.
Государственные и другие структуры, которые отвечают за подготовку нормативных документов и формирование политики в области труда, должны принимать во внимание предложения, предоставленные органами социального партнерства. Детальный порядок, обеспечивающий участие трехсторонних комиссий в разработке нормативно-правовых документов, определяется законодательными актами федерального значения и прочими нормативно-правовыми актами, включая соглашения.
Отраслевые соглашения, которые были подписаны в последние годы, содержат такие положения. Например, в соглашении по российской угольной промышленности, которое заключено на термин с марта 2013 года до марта 2016 года, отражены обязательства сторон участвовать в:
Кроме этого такое положение предусмотрено законодательными актами некоторых субъектов России. Так, в 2011 году в Республике Дагестан был принят Закон о социальном партнерстве, которым предусмотрено направление проектов различных нормативных документов в соответствующие структуры социального партнерства для ознакомления и вынесения предложений по их усовершенствованию.
Процедура реализации прав на участие в выработке государственной политики должна быть разработана относительно:
Учитывая то, что правовое положение структур социального партнерства, которые созданы на территориальном или региональном уровне, определяют законодательные акты субъектов России, законодательством федерального масштаба возможно предусмотреть лишь общие гарантии, которые способны обеспечить реализацию права по урегулированию СТО, о котором идет речь.
Подробная процедура взаимодействия со структурами, которые отвечают за выработку государственной политики, должна быть прописана и закреплена в региональном законодательстве. Это целиком можно отнести и к таким структурам социального партнерства, как профсоюзы, работодатели и их объединения, которые действуют на определенных уровнях.