Понятие, содержание письменной сделки, порядок составления и осуществления письменной сделки.
Ст. 160 ГК РФ выделена простая письменная форма сделки. Рассмотрим понятие, основные особенности ее составления, содержание документа, требования к составлению, а также электронный документооборот и его особенности.
Нормы ст. 160 ГК РФ применимы к следующим формам сделок:
Ст. 160 ГК РФ определяет понятие: письменная форма сделки – это составленный в установленном порядке документ, который соответствует нижеприведенным требованиям:
Простые письменные сделки могут быть заключены:
Ч. 2 ст. 434 ГК РФ регламентирует, что простая письменная сделка может быть совершена посредством составления и подписания документа:
Система заключения договора посредством обмена документацией, в том числе и через электронный документооборот, применяется достаточно широко и значительно облегчает гражданские правоотношения между сторонами процесса.
Одной из разновидностей простой письменной сделки являются:
В отдельных случаях письменная форма сделки рассматривается как соблюденная без наличия единого документа, в котором содержится оферта или акцепт.
Пример № 1. Простую форму договора хранения рассматривают как соблюденную в случае, если поклажедателю были выданы:
Пример № 2. Простая форма банковского вклада рассматривается как соблюденная, если осуществление вклада было подтверждено:
Закон определяет особенности требований к простой форме по некоторым разновидностям сделок.
Пример № 3. По нормам ст. 786 ГК РФ транспортная компания-перевозчик заключает договор с пассажиром посредством выдачи последнему билета.
Пример № 4. Сдача пассажиром имущества в качестве багажа подтверждается багажной квитанцией, выданной транспортной компанией пассажиру.
Формы вышеуказанных документов утверждаются соответствующими транспортными уставами и кодексами.
Пример № 5. Особенности форм документации на перевозку пассажиров, багажа и грузов ж/д транспортом регламентированы Приказом Минтранса России № 120.
Пример № 6. Форма электронного билета на ж/д транспорте утверждена Приказом Минтранса № 102.
Пример № 7. Порядок, условия и требования к содержанию платежного поручения, исполняемого банком, регламентируются ст. 864 ГК РФ, а также Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Система по удостоверению осуществляемых сделок посредством постановки подписей сторонами процесса имеет богатую историю и известна с древнейших времен.
Физическое лицо, заключающее договор с другой стороной, обязано поставить на документе свою подпись. Однако не всегда такое действие возможно вследствие физического недостатка, болезни или правовой неграмотности. В таких случаях гражданин может прибегнуть к помощи так называемого рукоприкладчика – другого гражданина, который может осуществить подписание документа.
Рукоприкладчик проставляет на документе свою подпись и обязательно указывает, что действия производятся от имени лица, не имеющего возможность самостоятельно удостоверить документ.
Тем не менее, одной лишь подписи рукоприкладчика недостаточно. Подпись должна быть в обязательном порядке удостоверена:
Нотариус свидетельствует о постановке подписи определенным лицом, но не удостоверяет фактов, описанных в документе. Удостоверяемый нотариусом документ не должен противоречить требованиям законов РФ.
Помимо нотариуса, на удостоверение документа также уполномочены:
Особые требования о подписании регламентируются нормативными положениями законов, установленных для доверенности.
Ст. 185 ГК РФ определяет, что доверенность от имени юридического лица должна включать в себя:
Доверенность от имени муниципального или государственного предприятия на получение или выдачу материальных средств и иных ценностей имущественного характера должна пройти подписание старшим бухгалтером.
Электронный документооборот в настоящие дни набирает все большую популярность.
Электронный документооборот – это документация, которой обмениваются участники системы, в которой данные и сведения представлены в электронно-цифровой форме.
Электронный документооборот характеризуется наличием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для установления личности гражданина или юридического лица, применяющих электронный документооборот, используют ЭЦП.
ЭЦП – реквизит электронной документации, который:
Электронный документооборот характерен тем, что ЭЦП имеет равную юридическую силу с подписью, сделанной на бумажном носителе, если:
Электронный документооборот характеризуется тем, что осуществляемые действия гражданско-правового характера, связанные с системой использования электронных средств связи при обмене электронными сообщениями с применением ЭЦП, приравниваются к обмену документами в соответствии с 149-ФЗ.