Согласно действующему арбитражно-процессуальному законодательству одним из участников арбитражного процесса является прокурор.
Согласно действующему арбитражно-процессуальному законодательству одним из участников арбитражного процесса является прокурор. Именно он выступает от лица государственной власти, представляя интересы государства в споре. Примечательно, что интересы государства выражаются в любом арбитражном процессе в законном разрешении спора, независимо от того, кто является сторонами процесса.
Прокурор выступает в процессе от лица государства и действует исключительно в его интересах, осуществляя при этом одну из форм защиты публично-правовых интересов. Прокурор – независимое лицо в арбитражном процессе, которое не может выступать на чье-либо стороне.
При этом в арбитражном судопроизводстве прокурор не осуществляет обвинительных функций (как в уголовном процессе) и не выступает в качестве надзорного органа.
Роль прокуратуры в арбитражном процессе достаточно высока, поскольку независимое и незаинтересованное лицо в споре может рассмотреть все обстоятельства основательно и подробно с точки зрения закона. Именно поэтому прокурор в арбитражном судопроизводстве подчиняется строго нормам арбитражно-процессуального права, ими же регламентирует свои действия, выступает от лица государства при рассмотрении споров. Несмотря на то, что прокурор не выступает в роли надзорного органа, он обязан своевременно реагировать на ошибки и противоречащие законодательным нормам акты и ходатайства, которые рассматриваются или приобщаются к материалам дела. Обязанность прокурора заключается в том, чтобы уведомлять судебные органы о неправомерных материалах в судопроизводстве, а также оспаривать неправомерные и незаконные решения арбитражных судов первой инстанции и пересматривать в судах высших инстанций. Примечательно, что законодательством предусматривается две формы участия прокурора в процессе: непосредственно с заявлением в адрес арбитражного суд и путем вступления в уже решаемый спор на правах независимого участника по ходатайству любой из сторон, суда или по собственному решению.
Все случаи обращения непосредственно прокурора в арбитражный суд с заявлением напрямую связаны с представлением интересов государства. Арбитражно-процессуальным законодательством предусмотрены строго регламентированные виды исковых заявлений, которые представляются на рассмотрение арбитражного суда прокурорами. К таким искам относятся:
В случаях, когда прокурор самостоятельно обращается в арбитражный суд с исковым заявлением, он же может выступать в роли истца.
При этом за прокурором сохраняются его права и обязанности, которые были предписаны ему законодательством. Более того. при участии в процессе в роли истца прокурор наделяется еще и его правами и обязанностями, определенными арбитражно-процессуальными нормами.
Арбитражно-процессуальное законодательство позволяет прокурорам вступать в арбитражный процесс на любой его стадии. При этом ходатайствовать об участии прокурора в деле может и одна из сторон. Например, когда предмет спора имеет повышенную стоимость, в том числе если речь идет об имуществе государственного или муниципального характера. Сторона представляет суду ходатайство с требованием рассмотреть спор с привлечением к делу уполномоченного прокурора, суд, рассмотрев ходатайство, составляет определение – документ, в котором указывает свое решение по ходатайству. Если суд согласен с участием прокурора в процессе, то в определении прописывается этот аспект, а в генеральную прокуратуру направляется копия такого определения.
Уполномоченный прокурор вступает в процесс, изучив материалы дела, которые представляет на рассмотрение суд.
Если ходатайство выдвигается самим арбитражным судом, то суд извещает всех участников процесса о включении в список лиц-участников прокурора. Копия ходатайства и определения по нему направляется в генеральную прокуратуру, которая, в свою очередь, направляет уполномоченного прокурора на арбитражный процесс для представления интересов государства в рассматриваемом споре. Прокурор, изъявивший желание участвовать в процессе, может вступать в судопроизводство на любом его этапе, если не присутствовал при рассмотрении спора судом первой инстанции. При этом никаких особых документов он не представляет для этого, опираясь на нормы арбитражно-процессуального права. Суд составляет определение о вступлении в процесс прокурора, с которым знакомит всех участников арбитражного спора. Заинтересованные стороны могут выдвигать протесты против участия прокурора, однако, как показывает судебная практика, протесты редко удовлетворяются судом, поскольку прокурор выступает в роли независимого и незаинтересованного лица, действующего исключительно в интересах исполнения установленных норм законодательства.
В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом прав и обязанностей, которые подлежат исполнению, независимо от того, как именно прокурор был включен в процесс – в качестве истца или в качестве независимого самостоятельного уполномоченного лица. К правам прокурора относятся:
При этом если прокурор участвует в судопроизводстве по арбитражному спору, то он дополнительно наделяется еще и правами истца, а значит, может высказывать свою позицию в отношении спора открыто и публично в рамках процесса. В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом обязанностей, которые обязан исполнять неукоснительно. К этим обязанностям относятся:
Отказ прокурора от предъявленного им иска позволяет прокурору выйти из процесса, однако не означает, что истец обязан отозвать заявление и прекратить спор. Более того, право истца настаивать на разрешении спора, даже если у этого спора нет никаких оснований. Суд обязан вынести законное решение, которое не будет противоречить действующим нормам.
Примечательно, что прокурор является истцом с особыми правами, поэтому истинный истец по спору не вправе направлять встречный иск прокурору, равно как и сторона-ответчик.
Право прокурора на отказ от иска означает, что спор был начат без наличия на то соответствующих оснований, а, значит, разрешение спора не может быть вынесено с нарушениями норм законодательства, поскольку на это также нет никаких оснований.