Земли историко-культурного назначения - это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.
Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.
Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.
Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.
Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:
Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:
Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.
Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:
Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.
Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.
Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.
Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:
Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:
Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:
Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.
На земельном участке в пределах населенного пункта расположены объекты историко культурного наследия регионального значения. Часовня и могильник. При передаче часовни и могильника как объектов культурного наследия казенному учреждению для охраны, региональные власти не рассматриваю вопрос об одновременной передаче и земельного участка под этими объектами. хотя в соответствии ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации могильник это объект археологического наследия скрытый слоем земли. Вопрос? как вы считаете передача этих объектов историко-культурного наследия без одновременной передачи и земельного участка правомерна или нет.
Здравствуйте.
согласно ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/f15d919619e3d7ba3de2199b93d925cd3c9f4414/
том случае, если объект культурного наследия относится к объектам, перечисленным в подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК, и располагается на земельном участке, находящемся в частной собственности, в силу комментируемого пункта земельный участок у собственника не изымается при условии, что в законе нет прямого указания на обратное.
Если договором не определено передаваемое право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок пользования объекта культурного наследия право пользования той частью земельного участка, которая занята объектом культурного наследия и необходима для его использования в соответствии с его назначением.